Поделитесь ссылкой на эту статью с друзьями в социальных сетях.
Лепка – это отличное занятие для развития мелкой моторики, воображения, координации движений рук и для получения сенсорного опыта (ощущение материала, формы, веса). Начинать развивающие игры с ребёнком можно месяцев с 7-8, когда малыш уже уверенно сидит и в состоянии взять что-либо в руки. Для занятий лепкой подойдет пластилин, но если вы боитесь, что он быстро окажется во рту, то можно его заменить солёным тестом, которое легко приготовить собственными руками.
Занятия лепкой помогают не только развить мелкую моторику, но и дают отличный стимул к развитию речи. В связи с этим важно регулярно заниматься с малышом примерно по 5-10 минут в день. Больше не нужно, поскольку длительные занятия ещё сложны для годовалого ребенка, могут перевозбудить его или, наоборот, сильно расстроить, что приведет к негативным последствиям, например, к отказу впредь заниматься подобными действиями. Важно, не перегружать малыша. Как во всем, так и в развивающих играх необходимо знать меру.
Также важен процесс, а не результат. Не стремитесь сразу же сделать домик, собачку или машину. Этого не нужно. В самом начале вы учите малыша обращаться с пластилином (тестом), а к творческим реализациям сможете подойти уже после двух лет, когда у ребёнка уже достаточно разовьется фантазия и желание творить.
Что потребуется для лепки?
Инструменты для лепки:
- Мягкий пластилин ярких цветов. Очень важна именно яркость материала, что усилит интерес малыша к игре.
- Тесто для лепки. Сделать его можно самостоятельно.
- Разноцветный матовый картон. Глянцевый не подойдет, так как пластилин будет к нему плохо крепиться.
- Доски, стеки, прочие инструменты, которые можно использовать для работы с тестом.
- Развивающие картинки для работы с пластилином. Можно купить специальный журнал или распечатать рисунки на принтере.
- Игрушки, которые подойдут для ролевых игр. Например, фигурки животных, машинки, лопаточки, формочки, т.п.
Основные приемы для лепки: разминание, отщипывание, шлепанье, сплющивание. Эти действия можно выполнять как сами по себе, так и как часть игры.
Второй вариант предпочтительней, так как просто так выполнять ваши просьбы малыш может отказаться, желательно стимулировать его чем-то более интересным.
Важно, заранее подготовить тесто или пластилин. Тесто для лепки должно быть тёплым и не липнуть к рукам, но также быть достаточно мягким, чтобы малыш смог его легко смять. Пластилин выберите помягче. Если же вы купили обычный, то перед занятием с ребенком помните его хорошо.
Несколько советов по лепке пластилином
- Тратьте на занятия примерно 5-10. Если заметили, что ребенок потерял интерес или устал, сразу же прекращайте игру.
- Не настаивайте. Если малыш не хочет выполнять какие-либо действия, то не заставляйте его. Играйте сами, постепенно ребенок подключится к вам. Визуальное восприятие действий также полезно.
- Никаких отрицательных эмоций. Не ругайте, не заставляйте, не доводите до усталости, позволяйте малышу делать то, что он хочет, и мягко направляйте.
- Если у ребенка ослабел интерес к пластилину или тесту, то уберите его на несколько дней.
Занятие 1. Знакомство с пластилином (тестом)
Ваша цель познакомить ребенка с пластичным материалом. В ходе первого занятия важно заинтересовать малыша, поэтому побольше показывайте, что можно делать с тестом для лепки (пластилином). Мните, отрывайте кусочки, катайте трубочки и шарики. Оторвите малышу небольшой кусок и дайте ему познакомиться с ним. Пусть ребенок играет с ним столько, сколько захочет, но следите, чтобы не потянул в рот.
Говорите, говорите и ещё раз говорите! Это очень важное правило в занятиях с ребёнком. Неважно, чем вы занимаетесь, всегда комментируйте свои действия. Это способствует развитию речи, стимулируя речевую активность, подражание. Вскоре вы заметите, как ребёнок начнет следить за вашими губами и беззвучно (а может и вслух) будет пытаться повторить за вами.
Вот так примерно будет выглядеть занятие по знакомству:
— Что это у меня в руках? (покажите пластилин малышу)
— Правильно, это пластилин.
— А какой он? (помните, дайте ребенку потрогать).
— Мягкий.
— Его можно мять (покажите как).
Занятие 2. Совместная готовка теста для лепки
Можно привлечь ребенка к приготовлению теста для лепки. Это занятие подойдет уже для деток после года, когда ребенок уже знаком с такими материалами, как мука и вода. В противном случае вас ждет катастрофа – малыш либо испачкает себя и все вокруг, либо расстроится, не понимая, что происходит.
Занятие 3. Шлепки, лепёшки
Выложите пластилин или тесто на доску перед ребёнком. Разомните его, чтобы размягчить, и пошлепайте своей ладонью сверху. Предложите малышу повторить за вами. Если он не понимает вашей просьбы, то помогите ему, но не настаивайте.
Выполняя шлепки, приговаривайте: «Шлёп, шлёп, шлёп, шлёпаем! И лепёшку получаем!» Или что-либо иное в том же духе. Следите за реакцией ребенка, подбирайте слова, которые его увлекут.
Занятие 4. Прячем и находим шарик
Вам понадобятся небольшие шарики, которые малыш сможет легко держать в руках, носовой платок. Лучше всего, если цвет шарика будет отличаться от цвета теста или пластилина.
Для начала заинтересуйте ребенка. Покажите один шарик и предложите его спрятать. Накройте шарик носовым платком: «Ой, куда пропал шарик? Нет шарика. А давай его поищем!». Вместе «найдите» шарик под носовым платком.
Теперь возьмите пластилин, разомните его и, повторяя шлепки как в предыдущем занятии, сделайте лепешку. Помогите ребёнку в этом. После этого спрячьте шарик (предварительно смажьте его маслом, чтобы тесто не прилипало) в лепешку из теста или пластилина. Теперь предложите ребёнку найти шарик, освободив его от пластилина или теста. В дальнейшем прятать в пластилин можно и другие предметы с разными формами и типами поверхности.
Это занятие можно разбить на два. В первом освойте «прятки», во втором – доставание предмета из пластилина.
Занятие 5. Пластилиновая мозаика
Научите ребенка отщипывать от пластилина или теста для лепки небольшие кусочки и прикреплять их к плоской поверхности. Покажите ему, как это делается, после чего дайте попробовать самому. Не беспокойтесь, если с первого раза не получится. Отложите тогда это занятие, займитесь пока тем, что малыш уже умеет.
Следующее занятие начните опять с отщипываний, пока не добьётесь успеха.
После того как ребёнок научился отщипывать, перейдите к следующей стадии – прикрепление кусочка пластилина к поверхности. Для начала можете сами дать ему немного теста и попросить прилепить куда-либо. Потом пусть он сделает всё сам – отщипнет и прилепит.
Это занятие на развитие мелкой моторики лучше всего проводить в виде игры:
- формировать мозаику из разноцветного пластилина;
- кормить игрушечных животных «зерном/кормом»;
- украшать нарисованную елку;
- прикрепить на божью коровку чёрные точки;
- и многое другое.
Занятие 6. Отпечатки
Для этого занятия потребуются самые различные предметы, которые можно использовать для игр с пластилином. Это гребешки, детали от конструктора, бусы, скалка, машинки, мячики с пупырышками, т.п. Включите свою фантазию, главное, чтобы этот предмет ребёнку было удобно держать в руке, он оставлял после себя на пластилине какой-то след.
Сделайте вместе с малышом лепёшку из теста для лепки или пластилина. Это можно сделать руками или, например, скалкой. Ну, а дальше экспериментируйте. На примере предлагаем наглядные уроки по лепке: как слепить бегемота и сказочного, доброго, серого волка из пластилина.
Специально для сайта Уроки Рукоделия Catherinka.
Оставить отзыв, комментарий